Пути совершенствования организационной структуры предприятия
Для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии, рекомендую создать современную систему управления финансами, основанную на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов предприятия. Данная система бюджетов позволит установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступление и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной производственной и финансовой стратегии.
Важнейшим элементом обеспечения устойчивости производственной деятельности является система финансового планирования, которая состоит из следующих систем:
· системы бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия;
· системы сводного бюджета планирования деятельности предприятия.
Данные системы включают: процессы формирования бюджетов, структуры бюджетов, ответственность за формирование и исполнение бюджетов, процессы согласования, утверждения и контроля исполнения бюджетов.
Принципы бюджетного планирования деятельности структурных подразделений и всего предприятия необходимо внедрять в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов по пересмотру ежеквартальных планов и смет, большей гибкости в управлении и контроле за себестоимостью продукции, а также в целях повышения точности плановых показателей.
Преимуществами внедрения принципов бюджетного планирования являются:
· планирование бюджетов подразделений каждый месяц. Это даст более точные показатели разметов и структуры затрат, и, соответственно, более точное значение размера прибыли.
· Бюджетное планирование позволит осуществить режим строгой экономии финансовых ресурсов предприятия, что особенно важно для стабильного финансового состояния.
Для структурных подразделений необходимо создать сквозную систему, состоящую из следующих бюджетов предприятия:
БЮДЖЕТА ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА
БЮДЖЕТА МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ
БЮДЖЕТА ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭНЕРГИИ
БЮДЖЕТА АМОРТИЗАЦИИ
БЮДЖЕТА ПРОЧИХ РАСХОДОВ
БЮДЖЕТА ПОГАШЕНИЯ КРЕДИТОВ
НАЛОГОВОГО БЮДЖЕТА.
Данная система охватывает полностью всю базу финансовых расчетов предприятия.
С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи во внебюджетные фонды и часть налоговых отчислений.
Бюджеты материальных затрат и потребления энергии отражают основную часть сторонних платежей предприятия.
Бюджет прочих расходов позволит экономить на наименее важных финансовых расходов.
Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи в федеральный бюджет и бюджеты других уровней, а также во внебюджетные фонды. Данный бюджет планируется только по предприятию в целом, на руководителя организации ложится ответственность в подготовке данного бюджета.
Для исполнения предложенной мною системы бюджета необходимо существование должной системы контроля. Система контроля должна состоять их двух уровней: нижнего, обеспечивающего контроль за исполнением бюджетов структурных подразделений и верхнего, обеспечивающего контроль за исполнением всех бюджетов структурных подразделений, осуществляемый финансово-экономической службой.
Основными элементами системы контроля являются следующие:
· Объекты контроля - бюджеты структурных подразделений;
· Субъекты контроля - структурные подразделений предприятия, осуществляющие контроль за исполнением бюджета.
В условиях экономической реформы, происходящих в стране сельскохозяйственному предприятию требуется современная система управления финансами. Острой проблемой в последнее время для предприятий всех форм собственности является отсутствие квалифицированных бухгалтеров, владеющих методами финансового анализа. Возникает и другая проблема, специалисты, владеющие вышеназванными методами, включая руководство, как правило, не умеют читать документы аналитического и синтетического бухгалтерского учета. В связи с этим представляется необходимым предприятиям и организациям, в том числе и сельскохозяйственной направленности, выделять службу, занимающуюся анализом финансово-экономического состояния.