Методы менеджмента как составная часть технологии
Управленческая технология становится центром любой организации. Более того, она представляет собой связующий элемент социально-экономической системы, который позволяет функционировать в качестве единого целого всем другим переменным элементам внутренней среды организации и обеспечивать ее связью с внешней средой. Она выполняет свою объединяющую роль в четырех направлениях:
. собирает информацию о процессах, происходящих во всех видах структур, о воздействии каждой из них на общую систему в целом;
. устанавливает способы решения задач управления и обеспечивает их информационное взаимодействие;
. определяет коммуникативные процессы в управлении;
. обеспечивает связь и взаимодействие с внешней средой.
Каковы основные части управленческой технологии, и что необходимо иметь для того, чтобы она действовала?
Главное - это располагать необходимыми знаниями. Понятие "управление" подразумевает, что имеются определенные накопленные знания (информация) о целях организации, об окружающей ее среде, ее ресурсах и технологических процессах. Для эффективного управления работники аппарата управления должны располагать богатым инструментарием и должны уметь его использовать в своей повседневной деятельности. Для этого они должны владеть арсеналом способов, позволяющих эффективно использовать инструментарий управления. В управленческой технологии способы представляют собой действия работников аппарата управления, в частности, виды их трудовой деятельности, совершаемые над информацией для получения конечного результата. Способ осуществления операций в переводе на древнегреческий язык означает methodos, т. е. "метод".
В литературе используется широкое определение понятия "метод". В обычных словарях метод трактуется как технический прием, инструмент или процедура, имеющие существенное значение для успешного решения той или иной задачи. В широком смысле к методам относятся приемы или совокупность приемов, используемых человеком в какой-либо деятельности, способ достижения какой-либо цели или решение какой-то конкретной задачи.
Если исходить из такого определения, то многие приемы, используемые человеком в своей деятельности, мы оставим за рамками нашего рассмотрения. Нас будет интересовать функциональная область деятельности человека в системе управления организацией. С этими видами деятельности неразрывно связано понятие "методы менеджмента".
Управление - это специфический вид трудовой деятельности. Исходя из этого, метод управления можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны - это совокупность приемов воздействия на объект управления, т. е. метод показывает, каким способом можно или необходимо воспользоваться для достижения поставленных целей.
С другой стороны, метод выступает способом осуществления управления как специфического вида деятельности. В этом случае он раскрывает, каким способом можно разработать инструментарий, при помощи которого можно воздействовать на объект управления для достижения цели.
Следует сделать существенное замечание: необходимо различать методы воздействия на информацию (поиск, хранение, обработка, выдача) и методы управления, воздействующие с помощью информации на человека, обеспечивающего достижение цели. К методам менеджмента относятся способы и приемы, которые обеспечивают:
· решение функциональных задач управления, процесс подготовки принятия управленческого решения. Эти методы используются для решения задач управления, входящих в состав функций, которые пассивно или косвенно оказывают воздействие на объект управления. К таким функциям относятся планирование, учет, контроль и анализ. Эти функции не связаны с непосредственным воздействием на поведение человека. Они лишь вырабатывают инструмент, при помощи которого руководитель может воздействовать на подчиненного, что представлено на рис. 2.;
· решение задач управления, непосредственно связанных с принятием и выполнением управленческого решения. Это методы прямого воздействия на человека, под действием которых происходит изменение его характера деятельности. Эти задачи относятся к функциям организации, стимулирования и регулирования;