Модели стратегического управления
. Разработка кратких стратегических концепций для каждой бизнес-единицы.
. Разработка первого варианта корпоративной стратегии (формирование портфеля бизнесов, определение принципов и структуры управления портфелем).
. Разработка детальных стратегий бизнес-единиц для наиболее важных направлений бизнеса.
. Уточнение корпоративной стратегии с учетом разработанных стратегий бизнес-единиц.
. Разработка детального плана реализации стратегии.
Разработка предварительных стратегических концепций позволит сформировать оптимальный портфель бизнесов и определить приоритеты корпоративного уровня в кратчайшие сроки. В результате детальные стратегии будут разработаны только для приоритетных бизнес-единиц, что позволит существенно сократить затраты и повысить качество принимаемых решений.
Также не стоит забывать, что даже самые замечательные планы не реализуются по причине плохого их исполнения. Чтобы заставить стратегию работать, необходимо:
. Разработать ясную систему целевых показателей, ориентирующую компанию на достижение целей, обозначенных в стратегии.
. Создать систему мотивации менеджмента, стимулирующую менеджмент к достижению целей.
. Произвести соответствующие изменения в организационной структуре.
. Обеспечить менеджмент компании требуемыми ресурсами в соответствии с утвержденной стратегией [16.С.10-14].
Наиболее интересной и удобной нам показалась идея О.С.Виханского, который предлагает рассматривать стратегическое управление как «динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и, соответственно, обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Это является важной особенностью системы стратегического управления.
Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления. Он предполагает изучение трех ее частей. Это макроокружение, непосредственного окружения и внутренней среды.
Вторым этапом является определение миссии и целей организации. Общая цель организации образует фундамент для разработки стратегии и установления ключевых целей по таким важнейшим функциональным подсистемам организации, как маркетинг, производство, персонал, финансы, менеджмент. Каждая из этих подсистем реализует свои логически вытекающие из миссии как общей цели организации.
Схематически структура стратегического управления изображена на рис. 1.2.1.
Рис.1.2.1. Структура стратегического управления [3.С.45]
К третьему этапу относится выбор стратегии - центральный момент стратегического управления. Предшествующие этапы стратегического управления при всей своей значимости лишь создают фундамент для формирования стратегии. Определение стратегии для фирмы принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой находится фирма. На выбор стратегии оказывают влияние многочисленные и разнообразные факторы
Выполнение стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит фирму к достижению поставленных целей
Оценка и контроль выполнения стратегии является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целями организации. [3.С.46]