Групповые методы работы информационно-консультационной службы и преимущества и недостатки
Главное преимущество групповых методов состоит в том, что при их использовании устанавливаются деловые рабочие контакты сотрудника ИКС с коллективами товаропроизводителей, развиваются различные формы взаимодействия между членами групп.
Опыт показывает, что товаропроизводители являются очень восприимчивыми к групповым методам в деятельности ИКС, так как при их использовании они имеют возможность слушать, принимать участие в обсуждении тех или иных проблем, обмениваться полезным опытом, принимать совместные решения. Наряду с этим, групповые методы помогают товаропроизводителю принимать самостоятельные решения относительно совершенствования своей производственной деятельности, опираясь на опыт своих коллег. Для решения ряда задач в работе ИКС они являются очень действенными, так как обеспечивают прямую и непосредственную связь с товаропроизводителями, оказывают положительное влияние на их производственную деятельность, что в конечном итоге обеспечивает высокую эффективность их применения.
При реализации групповых методов формируются целевые группы товаропроизводителей, осуществляется развитие этих групп и совершенствование их деятельности, организуются групповые встречи на регулярной основе и т.п.
Наиболее целесообразным считается размер группы от 20 до 40 человек. При применении отдельных групповых методов оптимальный размер группы может составлять до 10-12 человек, например, при проведении групповой дискуссии и меньше (при использовании активных методов обучения). Если группа слишком велика, она становится разобщенной, теряет чувство коллективизма, сельские товаропроизводители в этом случае могут чувствовать себя неуютно. В небольших по численности группах появляются возможности установления более тесных контактов между ее участниками.
Делая выбор целевой группы, необходимо ответить на следующие вопросы:
на какой группе товаропроизводителей или сотрудников ИКС будет сосредоточено внимание и почему;
необходимо ли наладить прямой контакт с членами группы до начала мероприятия, и если - да, то можно ли обеспечить взаимодействие с ними с помощью имеющихся средств и людских ресурсов. Соответственно, необходимо выяснить, какие коммуникационные каналы используют члены целевой группы, и какие из них они смогут использовать в будущем после завершения мероприятия;
насколько и какая информационная и учебно-методическая поддержка может понадобиться им в дальнейшем, чтобы уверенно применять на практике полученные ими знания, умения и навыки.
По скорости усвоения информационного и учебного материала, темпам реагирования на новации в производстве и т.п. выделяют следующие категории людей, которые можно использовать как целевые группы:
новаторы;
рано усваивающие;
раннее большинство;
позднее большинство;
отстающие.
Новаторы (около 2,5% населения) - это люди, любящие риск. Они могут достаточно легко справляться с неопределенностью и, как правило, имеют широкую сеть связей за пределами местности, где проживают. Мыслят абстрактно. Многие из них имеют средства для того, чтобы быть новаторами. Этих людей считают необычными по мышлению. В большинстве случаев их не считают лидерами в данной местности. Скорее чужаками или чудаками.
Рано усваивающие (более 13,5% населения). Люди с высоким уровнем образования, не догматичны, предпочитают в своей деятельности опираться на науку, имеют абстрактное мышление, отличаются деловым подходом к принятию решений, пользуются большим уважением в обществе.
Раннее большинство (около 34% населения). Хорошо интегрируются в системе. Усваивают материал и принимают решение о применении новаций раньше среднего уровня. Они хорошо просчитывают возможные последствия. Не являются лидерами.
Позднее большинство (около 34% населения). Как правило, скептики, им надо, чтобы убрали все возможные риски при применении новаций и неопределенность. Чаще всего занимаются применением новаций по экономической необходимости.
Отстающие (около 16% населения). Как правило, это товаропроизводители, у которых отсутствуют ресурсы. Любят ссылаться на множество традиций и историю для того, чтобы не заниматься применением новых разработок или новых методов хозяйствования на производстве. Большинство из них обладают узким кругозором.
Групповые методы в деятельности ИКС являются более эффективными, если они предусматривают работу с товаропроизводителями, имеющими схожие проблемы. Часто эти проблемы требуют согласованного действия, например, по защите почв от водной или ветровой эрозии на отдельных территориях района, подверженных этим процессам. Немаловажно и то, чтобы состав членов группы имел примерно одинаковый уровень образования и профессиональных навыков, а также уровень хозяйствования. В противном случае более образованные и высококвалифицированные члены группы будут подавлять остальных ее участников.
Формируя группу, работая с ней, работник ИКС не должен занимать в ней роль лидера, а оставаться в роли советника, консультанта, наблюдателя. Его деятельность должна быть направлена на то, чтобы вносить элементы независимости в деятельность группы, стимулировать группу на развитие инициативы, на самостоятельное принятие решения о том, какая помощь информационно-консультационной службы необходима членам группы.