Групповые методы работы информационно-консультационной службы и преимущества и недостатки
Целевая аудитория должна действительно испытывать необходимость в получении знаний, предлагаемых на семинаре для того, чтобы повысить свой профессиональный уровень. Будущая группа должна быть четко определена в таких параметрах как исходный уровень квалификации, возраст, служебное положение, стаж работы, опыт и др.
После разработки задач и определения целевой аудитории переходят к составлению бюджета семинара, разработке его содержания и составлению расписания семинара. При этом необходимо определить наиболее эффективные методы обучения, с помощью которых можно осуществить процесс передачи знаний и формирования навыков в рамках конкретного семинара, а также соотношение между теоретическим содержанием и практической частью.
Когда будут пройдены все подготовительные этапы, можно сделать объявление о предстоящем проведении семинара. С этой целью составляется информационное письмо. В нем, как правило, содержится общая (техническая и административная) информация о семинаре, а также его название, конкретное содержание, расписание занятий, характеристика целевой аудитории, требования, предъявляемые к будущим слушателям, размер и порядок оплаты и указание сроков и процедуры предоставления кандидатур на участие в семинаре. Здесь же прилагаются стандартные формы регистрационного листа (для предоставления кандидата на обучение от организации) и личного листка-характеристики кандидата, в котором должны быть отмечены квалификация кандидата, его опыт работы и ожидания, связанные с семинаром. Этот личный листок представляет большое значение для процесса отбора кандидата и поможет организаторам семинара составить полную характеристику группы в целом. Информация о семинаре должна рассылаться заблаговременно, чтобы дать время организации или учреждению для отбора кандидатов на обучение.
Процедура отбора участников семинара очень важна для успеха всего учебного мероприятия. Одним из факторов, который существенно влияет на достижение целей семинара, является личностная и профессиональная характеристика участников. Отбор кандидатов основывается на информации, которую организации должны прислать не позднее срока, указанного в информационном письме.
После отбора организаторы семинара должны проинформировать организации о его результатах. Вместе с подтверждением зачисления кандидата в участники семинара в организацию направляется просьба, чтобы она в самый краткий срок подтвердила возможность участия в семинаре своего сотрудника. В случае, когда зачисленный кандидат не сможет посещать занятия, необходимо своевременно известить об этом организаторов семинара.
При подборе преподавателей семинара учитывается его степень владения своим предметом, практический и лекторский опыт и т.п. Большую помощь может оказать изучение оценок деятельности преподавателя на предыдущих семинарах. После согласования подбора педагогического состава организаторам семинара необходимо связаться с каждым из них, чтобы получить информацию о степени их заинтересованности в данном мероприятии и возможности принять в нем участие. Рекомендуется провести личную встречу с каждым намеченным преподавателем, чтобы подробно обсудить содержание материала, некоторые дидактические требования и рекомендации и решить административные вопросы: размер и форма оплаты, покрытия транспортных расходов, возможности тиражирования раздаточного материала и т.п.
Проведение семинара требует эффективного и своевременного выполнения всех учебных мероприятий с учетом имеющихся условий и возможностей. С точки зрения последовательности, все темы семинара должны быть размещены в программе в логической очередности.
К основным задачам организаторов семинара, которые обеспечивают постоянный контроль и поддержку высокого уровня обучения, относятся следующие:
объяснение участникам на открытии семинара целей обучения, описание основного содержания учебных мероприятий, характера предстоящей практической работы и ожидаемые действия участников в рамках семинара, решение организационных вопросов;
периодическое присутствие кого-нибудь из организаторов на занятиях для стимулирования обмена опытом между участниками, ответов на вопросы, касающиеся учебного процесса и др.;
подведение промежуточных итогов в конце каждого учебного дня, оценка качества преподавания и качества раздаточных материалов;
проведение коротких совещаний с участниками семинара для определения качества усвоения учебного материала и обсуждения возникших проблем;
обеспечение преподавателей информацией, касающейся характеристики группы, и обсуждение текущих изменений в программе;
организация рабочих подгрупп внутри большой учебной группы.
Одна из главных целей любого учебного мероприятия заключается в оценке результатов его проведения. Она позволяет выяснить, были ли достигнуты поставленные цели, и какие выводы сделаны в результате проведения обучения. Оценка проводится для того, чтобы исключить ошибки, допущенные в ходе проведения данного семинара, при подготовке будущих учебных мероприятий,