Групповые методы работы информационно-консультационной службы и преимущества и недостатки
Групповые методы работы с товаропроизводителями включают: деловые дискуссии, полевые дни, семинары, собрания, демонстрации, лекции, небольшие выставки и т.п. [1 С. 154]
Рассмотрим вышеперечисленные методы более подробно.
Групповая дискуссия. Из всех групповых методов работы ИКС с сельскими товаропроизводителями дискуссия является самым многоцелевым и решает многие задачи. Ее используют для обмена идеями и знаниями, для решения проблем членов группы, для обсуждения мнений и разногласий, для нахождения приемлемых решений по спорным вопросам. Поэтому дискуссии в деятельности ИКС используются довольно часто. Однако не всегда задачи, стоящие перед участниками дискуссии выполняются, т.к. проведение дискуссии требует определенных навыков не только от ведущего, но и от всех ее участников.
Дискуссия - это обмен мыслями, идеями и мнениями между различными людьми. Однако не всякий обмен мнениями является дискуссией. Если говорящий ставит своей целью доказать, что он прав, а остальные не правы, то это спор, а не дискуссия. Если человек просто высказывает свои взгляды и не рассматривает мнения других людей, то это лекция, но не дискуссия и т.п.
Настоящая дискуссия отличается тем, что ее участник в ходе обсуждения получает для себя новую информацию. Он должен быть готов к тому, что правота может быть не на его стороне, и что обмен мнениями и получение новых знаний важнее личного авторитета.
Полевой день. Полевой день используется ИКС, как правило, для передачи информации, распространения новых технологий.
По сравнению с другими методами работы полевой день имеет несколько особенностей:
. Это эффективный метод изменения отношения сельского товаропроизводителя к достижениям науки и инновационному процессу.
. В отличие от заранее подготовленной лекции или выставки, обучение на производственном объекте дает прямой доступ сельскому товаропроизводителю к имеющейся информации по определенной проблеме и позволяет на месте наблюдать за процессом. К полученной на производстве многообразной информации товаропроизводитель становится более восприимчив, чем на лекции, а сама информация становится более доказательной.
. Полевой день предоставляет товаропроизводителю возможность более широкого знакомства и общения с людьми за пределами его хозяйства, улучшения взаимоотношений с другими товаропроизводителями, расширяет его кругозор, позволяет службе ненавязчиво влиять на мотивацию товаропроизводителя.
Полевой день является одним из самых универсальных методов в деятельности ИКС, Но такие практические занятия требуют существенных затрат времени, человеческих сил, оборудования и материалов. Поэтому, проведение полевого дня должно быть хорошо продумано, и не должно проводиться просто для заполнения времени.
Для достижения наибольшей эффективности полевой день должен быть хорошо спланирован и организован. Важными шагами в планировании являются: определение цели полевого дня, места и времени проведения, выбор целевой группы, изучение потребностей и интересов участников полевого дня, организация подготовительных мероприятий и закрепление полученных результатов.
До проведения полевого дня необходимо провести с участниками индивидуальные и групповые дискуссии, выяснить их потребности в решении тех или иных вопросов, которые предполагается рассмотреть в период полевого дня. Принимая во внимание количество участников, необходимо заказывать транспорт с соответствующим числом мест, где участники могли бы удобно разместиться.
Через определенный период времени после проведения полевого дня полезно организовать повторную групповую встречу для того, чтобы оценить полезность его проведения.
Семинар. Подготовка семинара связана с выполнением взаимосвязанных друг с другом задач, которые должны быть выполнены в определенной последовательности.
Подготовительная стадия начинается с объявления цели семинара, разработки его задач, определения целевой аудитории, на которую будет рассчитан данный семинар и которая должна получить от семинара наибольшую пользу. К подготовительным мероприятиям также относятся определение содержания семинара, подбор приглашаемых лекторов-преподавателей и специалистов, разработка бюджета семинара, разработка системы оценки семинара. Подготовительная стадия считается завершенной, когда семинар готов для реализации.
Принятие решения об организации и проведении семинара должно исходить из потребности в обучении определенной группы товаропроизводителей или сотрудников ИКС, согласованности идеи о проведении семинара с задачами района или региона и уверенности, что такая задача является очень важной. Аргументы, обуславливающие необходимость проведения семинара должны быть четкими. На их основе и формулируется цель и задачи семинара, осуществляется выбор целевой группы.
Задачи семинара должны быть ясными и последовательно связанными друг с другом, представлять собой практический ответ на существующие потребности в обучении и должны являться ответом на вопрос: «Что должны уметь делать участники после окончания семинара?». После того, как определены задачи семинара, они должны быть доведены до сведения тех, кто принимает участие в проведении этого учебного мероприятия - организаторов семинара, лекторов, самих учащихся.