Источники финансирования инвестиций
Существуют различные способы финансирования предприятия. Прежде всего, предстоит выбор между внутренним финансированием (за счет собственных средств) и внешним финансированием.
Принятие инвестиционного решения дается нелегко и во многом определяются финансовой стратегией, избранной руководством компании. Другим важным фактором являются также внешние условия, в которых функционирует предприятие, в том числе уровень процентных ставок, текущее и прогнозируемое состояние фондового рынка, наличие альтернативных финансовых инструментов, качество предоставляемых банковских услуг и т.п.
Принципиально важным при этом является то, чтобы характер привлекаемых инвестиций соответствовал стратегии развития предприятия, например, его планам выхода на новые рынки сбыта или поглощения компаний, а также учитывал готовность руководства предприятия принимать на себя риски, связанные с реализацией того или иного инвестиционного решения.
Внутренние источники финансирования формируются за счет нераспределенной прибыли компании или выручки от продажи ее имущества. Прибыль и денежные потоки компании являются наиболее распространенным источником внутреннего финансирования. Посредством продажи части своего имущества, компания может избавиться от ненужных (излишних) активов или неликвидных запасов, а вырученные средства направить на развитие прибыльных направлений деятельности компании.
Наряду с этим, руководству компании следует регулярно проводить ревизию своей политики в отношении кредиторской и дебиторской задолженности с целью мобилизации в первую очередь внутренних резервов и снижения потребностей во внешнем финансировании. Что касается кредиторской задолженности, то здесь предприятие в числе прочих мер может обсудить с поставщиками возможность увеличения сроков погашения кредита за поставленную продукцию, пересмотреть размер скидок в зависимости от условий платежа и объема закупок, а также должно определиться с тем, какой объем производственных запасов для предприятия является оптимальным. Управление дебиторской задолженностью предполагает контроль за своевременностью погашения задолженности дебиторами и гибкое использование методов ценовой политики, например, предоставление скидок за оперативную оплату и начисление штрафов за задержку платежей. В некоторых случаях в отношении наименее дисциплинированных клиентов можно требовать осуществления ими платежей на условиях предварительных.
Если предприятие рассматривает возможности привлечения внешнего финансирования, то перед ним стоит непростая задача выбора наиболее подходящего инструмента из большого множества существующих финансовых инструментов. Среди них следует отметить кратко- или долгосрочные рублевые или валютные банковские кредиты, долевые и долговые ценные бумаги. Существуют также "промежуточные" и производные ценные бумаги, такие, как конвертируемые облигации, варранты, опционы и др.
Действительно, в течение последних 20 лет с развитием фондовых рынков и инвестиционной деятельности в промышленно развитых странах появилось множество новых сложных финансовых инструментов. Поэтому выбор из имеющегося многообразия наиболее подходящего инструмента достаточно важная и сложная задача, решение которой зачастую требует квалифицированного содействия со стороны инвестиционного банка или финансового консультанта.
Российским предприятиям могут быть доступны следующие иностранные и отечественные источники финансирования:
- Российские и иностранные банки в основном как источники кредитных ресурсов;
Иностранные и российские стратегические и портфельные (финансовые) инвесторы, вкладывающие деньги в акции предприятий;
Фондовые биржи как посредники при открытом размещении акций и облигаций;
Международные финансовые организации (например, Международная финансовая корпорация, Европейский банк реконструкции и развития), предоставляющие финансирование, как в виде кредитов, так и инвестиций в акции предприятий;
Международные рынки капитала (доступны лишь для лучших российских предприятий, которые удовлетворяют жестким требованиям международных инвесторов и могут позволить себе высокие издержки, связанные с выходом на международные рынки);