Теории мотивации и потребности человека
Теория существования, связи и роста Альдерфера
К. Альдерфер объединил потребности человека в отдельные группы. Однако в отличие от пирамиды потребностей Маслоу он считает что таких групп потребностей существует только три:
· потребности существования;
· потребности связи;
· потребности роста.
Потребности существования, по Альдерферу, включают в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: безопасности и физиологические.
Потребности связи отражают социальную природу человека, стремление человека быть членом семьи, иметь коллег, друзей и т. д. Поэтому к данной группе можно полностью отнести потребности принадлежать к социальной группе, признания и уважения, а также ту часть потребностей безопасности пирамиды Маслоу, которая связана с групповой безопасностью.
Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу и включают в себя также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности, к самосовершенствованию.
Эти три группы потребностей, как и в теории Маслоу, расположены иерархически. Однако между теориями Маслоу и Альдерфера есть одно принципиальное различие. По Маслоу, происходит движение потребностей только снизу вверх: когда удовлетворены потребности нижнего уровня, человек переходит к следующей, более высокого уровня потребности. Альдерфер считает, что движение идет в обе стороны: наверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. При этом Альдерфер считает, что в случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека па этот уровень.
Например, если человек никак не смог удовлетворить потребности служебного роста, у него опять
«включаются» потребности связи (быть хорошим отцом, дедом).
В соответствии с теорией Альдерфера иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным. Он считает, что каждый раз, когда потребность не удовлетворяется на верхнем уровне, происходит переключение на более конкретную потребность на нижнем уровне, что и определяв обратный ход сверху вниз.
Теория приобретенных потребностей Мак Клелланда
Теория Мак Клелланда связана с изучением и описанием влияния на поведение человека потребностей достижения, соучастия и властвования.
Потребность достижения проявляется в стремлении человека достигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал ранее. Люди, имеющие высокую потребность достижения, готовы браться за работу, несущую в себе элементы вызова, что позволяет им самостоятельно ставить цели.
Потребность соучастия проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Люди с высокой потребностью соучастия стараются устанавливать и поддерживать хорошие отношения, стремятся получить одобрение и поддержку со стороны окружающих, обеспокоены тем, что о них думают другие.
Потребность властвования является приобретенной, развивается на основе обучения, жизненного опыта и состоит в том, что человек стремится контролировать людей, ресурсы и процессы, протекающие в его окружении.
Потребности, рассматриваемые Мак Клелландом, не расположены иерархически и могут иметь различную степень проявления.
Например, потребность властвовать может существовать при низкой потребности соучастия.
Теория двух факторов Герцберга
Во второй половине 50-х гг. Ф. Герцберг с сотрудниками разработал новую модель мотивации, основанную на потребностях1.
Согласно модели Герцберга, выделенные факторы можно подразделить на две большие категории, которые он назвал факторами условий труда и мотивирующими факторами (табл. 2).
Таблица 2
Теория факторов Герцберга
Факторы условий труда (связаны с окружающей средой, а которой осуществляется работа) |
Мотивирующие факторы (связаны с самим характером и сущностью работы} |
Ø Политика фирмы; Ø условия работы; Ø заработная плата; Ø межличностные отношения в коллективе; Ø степень непосредственного контроля за работой |
Ø Успех; Ø продвижение по службе; Ø признание и одобрение результатов работы; Ø высокая степень ответственности; возможности творческого и делового роста |