Теории мотивации и потребности человека
Для того чтобы использовать теорию Герцберга эффективно, необходимо составить перечень гигиенических и особенно мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают.
К гигиеническим факторам относятся те, что напрямую связаны с внешними условиями трудового процесса, среди них:
· условия труда;
· заработная плата;
· статус;
· режим работы;
· отношения с коллегами;
· качество контроля со стороны руководства.
Гигиенические факторы рассматриваются работником как «само собой разумеющееся», их наличие не ведет к удовлетворенности и ощущается лишь их отсутствие, что проявляется в неудовлетворенности.
К мотивирующим факторам относятся те, что связаны с содержанием и характером работы, среди них:
· достижения;
· признание;
· ответственность;
· продвижение по ступеням карьеры;
· работа сама по себе.
Отсутствие мотивирующих факторов не приводит к неудовлетворенности работой, но их наличие приносит удовлетворение и мотивирует работников к более производительному труду.
Один из самых парадоксальных выводов, который был сделан Герцбергом из анализа факторов здоровья, - вывод о том, что заработная плата не является мотивирующим фактором. Он предполагал также наличие сильной корреляции между удовлетворением от работы и производительностью труда. Но, как показывают многие исследования последних лет, такая корреляция существует далеко не всегда. Изложенные теории позволяют сделать вывод о том, что отсутствие какое-либо канонизированное учение, объясняющее, что лежит в основе мотивации человека и чем определяется мотивация. Жизнь показала правомерность отдельных утверждений авторов содержательных теорий мотивации. Но заслуга этих авторов в том, что они определили потребности как фактор мотивации личности, сделали попытку классифицировать потребности, показали их взаимосвязь.
Каждая из теорий имеет что-то особенное, отличительное, что дало ей возможность получить широкое признание теоретиков и практиков и внести существенный вклад в разработку знаний о мотивации. Несмотря на принципиальные различия, все четыре теории имеют общее позволяющее установить определенные параллели между ними.
Процессуальные теории мотивации
Если содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей, то процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане.
В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вил поведения.
Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.
Имеются три основные процессуальные теории мотивации:
· теория ожиданий В. Врума;
· теория справедливости Адамса;
· теория Портера-Лоулера.
Теория ожиданий В. Врума
Теория В. Врума базируется на том, что активная потребность не единственное необходимое условие мотивации человека к достижению определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого. Ожидания можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события.
Например, большинство людей ожидают, что окончание престижного университета позволит им получить лучшую работу и что, если работать с полной отдачей, можно продвинуться по службе.
При анализе мотивации к труду теория ожидания подчеркивает важность следующих факторов:
· ожидания результатов - это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами;
· ожидания в отношении результатов - вознаграждений есть ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов;