Характеристика корпоративной культуры
В последнее время повышен научный и практический интерес к феномену корпоративной культуры. Обращение к этому явлению означает, что руководители компаний стремятся использовать в своей деятельности потенциал корпоративной культуры с целью создания эффективного производства, формирования достойных социально-трудовых отношений.
Каждая организация уделяет большое внимание формированию собственного облика - определения своих целей и ценностей, стратегии качества производимой продукции, оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания высокой репутации фирмы в деловом мире. Все это включает в себя корпоративная культура, без определения и формирования которой нельзя добиться эффективной работы компании и позиционирования себя на экономическом рынке.
Существует множество определений корпоративной культуры.
Корпоративная культура представляет собой выражение упорядоченности и согласованности функционирования организации, систему ценностей, ориентиров, позволяющих обеспечить организованность деятельности по реализации миссии и целей компании.
Корпоративная культура - это свод наиболее важных положений деятельности организации, определяемых ее миссией и стратегией развития и находящих выражение в совокупности социальных норм и ценностей, разделяемых большинством работников. Компонентами культуры организации являются: принятая система лидерства; стили разрешения конфликтов; действующая система коммуникации; положение индивида в организации; принятая символика (лозунги, организационные табу, ритуалы).
Понятие «корпоративная культура» этимологически перекликается с понятием «корпоративность» (от лат. сorporatio - объединение, сообщество). Отсюда возникают определенные семантические параллели. Существует следующие определения данного понятия. Электронный ресурс «Мир словарей» дает определение корпоративности как чувству принадлежности к единой группе, в которой индивиды имеют общие взгляды и убеждения. Также существует ряд точек зрения, характеризующих этот термин как: преданность интересам корпорации; антидуховность, закрытость, жесткая авторитарность; обособленность, замкнутость. Кроме того, такие часто встречаемые понятия как: «корпоратив», «корпоративный стиль», «корпоративные интересы», «корпоративные интересы», «корпоративный кодекс» - употребляются применительно к отдельным фирмам и организациям, что придает самому термину «корпоративность» четко сегментированный характер.
Рассматривая корпоративную культуру, нельзя не остановиться на ее функциях:
1. Имиджеобразующая функция: создает имидж организации, положительный и устойчивый образ в восприятии компании, как во внешней среде, так и во внутренней.
2. Патриотическая функция: способствует формированию коллективной преданности организации (лояльности или патриотизма работников).
. Инновационная функция: действует в организациях, где существует поощрение создания новых технологий или тенденций, где руководство прислушивается к сотрудникам и имеет с ними обратную связь.
. Обучающая функция: в любой компании эта функция корпоративной культуры стоит на первом месте, когда приходит новый сотрудник или когда требуется постоянное повышение квалификации.
. Ценностно-ориентационная функция: формирует определенную систему ценностей, значимых как для отдельного сотрудника, так и для компании в целом.
. Адаптационная функция: помогает новым сотрудникам чувствовать себя уверенно и быстрее освоиться в новом коллективе. Адаптация к корпоративной культуре - один из самых важных моментов для сотрудника, который приходит на новое место работы. Существуют специальные тренинги для более непринужденного вовлечения нового работника в коллектив.
. Мотивирующая функция: если в организации поощряется карьерный рост или успехи работников, то этот факт в значительной степени может повлиять на мотивацию сотрудников, а также на их производственный уровень.
В аспекте функциональной направленности понятие «корпоративная культура» включает в себя внутреннюю и внешнюю категорию. Во внутренней категории находятся такие группы функций как: создание комфортного рабочего места для сотрудников, декларация приоритетных для организации ценностей (например, клиентоориентированность), язык общения, форма общения, внешний вид сотрудников, взаимообучение, внутриорганизационные мероприятия, ритуалы, традиции и т.п. К внешней категории относятся: форма взаимодействия с клиентами, взаимодействия с конкурентами, корпоративная книга продаж и т.д.