Характеристика корпоративной культуры
Если провести обзор феномена корпоративной культуры с точки зрения истории, то можно проследить этапы эволюции и конкретизации данного феномена. На ранних этапах цивилизации корпоративная культура совпадает с культурой общества в целом, ибо древние жреческие, военные и бюрократические корпорации, которые Л. Мамфорд обозначает как «мегамашины», создавали единую культуру, не имеющую альтернатив.
В Средние века в Европе наступает период подъема корпоративной жизни и корпоративных культур. Каждая социальная группа стремится сплотиться вокруг общих идей, интересов и утвердить себя через определенные формы выражения себя (устав, символика, статус и т.п.). Постепенно корпоративная культура приобретает характер инструмента по управлению корпорациями, объединениями и становится институтом формирования общепринятых ценностей, норм и правил поведения в рамках функционирования определенной корпорации. И если раньше корпоративная культура существовала единственно в контексте экономических целей (производство товаров, получение прибыли), то сейчас перед ней ставятся задачи многоцелевого характера: социальные, этические, экологические и т.п. Руководители корпораций ставят на повестку дня вопрос, к каким социальным, экологическим, информационным последствиям приведет их деятельность. Несмотря на то, что в конечном итоге вся деятельность корпорации сводится к увеличению экономических показателей, такая тенденция корпоративной культуры имеет место быть, хотя и принимает характер определенного рыночного инструмента. В новых условиях эффективность корпорации зависит не столько от уровня техники, сколько от эффективности управления, от способности высвободить огромный творческий потенциал, заложенный в менталитете человека. В этой связи корпоративная культура является тем пространством внутри корпорации, в котором подобное эффективное управление становится возможным. Корпоративная культура значительное внимание уделяет сценариям и установленным порядкам, как секретам организационной устойчивости.
Уместно рассмотреть понятие «корпоративная культура» в контексте такого социокультурного образования, как корпорация. Корпорация представляет собой в какой-то мере схожее и в какой-то мере отличное образование от таких человеческих организаций, как общины, ассоциации, союзы, институты. Отличительной особенностью корпорации является тот факт, что она объединяет людей прежде всего по профессиональным признакам, хотя включает также и другие немаловажные связи, позволяющие индивиду ощущать стабильность и идентичность своей социальной группе. Корпорация является тем местом, где человек обретает ощущение единства себя благодаря тесному взаимодействию со своим ближайшим окружением. В.В. Прозерский в своей статье «Корпоративная культура как субкультура общества» отмечает, что такое единение может быть «дорефлексивным, как в традиционном обществе и начальном периоде целерационального, так и отрефлектированным, как это наблюдается в информационной цивилизации». И в том, и в другом случае индивид представляется не в контексте биологического поля, а как единство материи и духа, субъекта и объекта. В данном ключе корпоративное пространство может пониматься как место сборки «коллективного тела», присутствие в котором позволяет индивиду ощущать себя в рамках собственного «тела». В той степени, в которой корпоративная культура является «коллективным телом», состоящим из индивидов с общими целями и чувством идентичности и принадлежности, можно утверждать, что корпоративная культура представляет собой субкультуру общества.
Очевидно, что субкультура, как самостоятельное образование внутри доминантной культуры, имеющее собственные ценности и нормы поведения, стремится к автономии. Субкультуры не представляется возможным классифицировать по одному признаку в виду того, что они образуются из многообразных устойчивых общностей людей, имеющих объединяющие интересы и символику. Существуют субкультуры, находящиеся и внутри национальной культуры, и транснациональные; молодежные субкультуры и субкультуру людей зрелого возраста; профессиональные субкультуры; субкультуры «фанатов» футбольных клубов или же музыкальных течений и т.п. Очевидно, что субкультура является составной частью общей как национальной, так и транснациональной культуры. Следовательно, так как корпоративная культура представляет собой субкультуру, то можно утверждать, что понятие «корпоративная культура» следует рассматривать в контексте организационной культуры общества.