Разработка механизма контроля и оценки стратегии
Различают собственно оценку стратегии - как качества запланированных целей и средств их достижения, и успешность реализации стратегии - как комплекса условий по осуществлению запланированных целей.
В целях оценки качества процесса стратегического планирования рекомендуют следующие пять вопросов:
. Является ли стратегия внутренне совместимой с возможностями предприятия?
. Предлагает ли стратегия допустимую степень риска?
. Обладает ли предприятие достаточными ресурсами для реализации стратегии?
. Учитывает ли стратегия внешние опасности и возможности?
. Является ли эта стратегия лучшим способом применения ресурсов предприятия?
Контроль и оценка реализации стратегии производится путем сравнения результатов работы предприятия с целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии.
Контроллинг - это система управления процессом достижения конечных результатов деятельности предприятия. Управлением процессом достижения стратегических целей занимается стратегический контроллинг, тактических - оперативный контроллинг.
Цель стратегического контроллинга - создание системы управления движением предприятия к намеченным стратегическим целям своего развития. Областями контроля при этом являются:
стратегические качественные и количественные цели;
«критические» внешние и внутренние условия реализации стратегических планов;
«узкие» и слабые места на стратегически важных участках.
Совокупность подконтрольных показателей должна соответствовать следующим требованиям:
1. Ограниченное количество контролируемых показателей (наиболее важные, наглядные, широко интерпретируемые).
2. Обеспечение полноты и системности информации (макро-, микросреда, СХП, товарные рынки).
3. Сравнимый характер. При отборе контролируемых показателей следует учитывать возможности их сравнения в динамике, по различным отраслям и предприятиям.
Цель оперативного контроллинга - информационное обеспечение процессов управления достижением и оптимизацией финансовых результатов.
Для того чтобы быть эффективной:
оценка реализации стратеги должна проводиться системно и непрерывно;
процесс оценки должен охватывать все уровни сверху вниз.
Внешняя эффективность стратегии отражает степень соответствия деятельности предприятия требованиям внешней среды: доля рынка и ее динамика, объем продаж и его динамика, чистая прибыль, рентабельность продаж и т.п.
Внутренняя эффективность стратегии отражает эффективность реализуемых внутри предприятия процессов преобразования ресурсов в товар и во многом определяется уровнем издержек производства и сбыта: производительность, материалоемкость, фондоемкость, энергоемкость, рентабельность продукции, текучесть кадров и т.п.
Анализ этих показателей может и должен дополняться оценкой показателей, характеризующих «силу бизнеса»: курсовая стоимость акций, норма дивидендов, доход в расчете на одну акцию.
Качественные критерии эффективности стратегии: способность привлечь высококвалифицированных специалистов, углубление знаний о рынке, снижение степени воздействия внешних угроз, использование вновь открывающихся возможностей во внешней среде.