Методы менеджмента как составная часть технологии
Существующие экономические методы должны стимулировать работников и эффективную работу предприятия. Суть этой теории проста: предприятие будет процветать, когда способно на каждый данный момент времени полностью peализовать возможности своих работников. Следовательно, его задача - сосредоточить том, как наилучшим образом создать прибыль, используя труд наемных работников.
Существенный недостаток этой теории состоит в том, что интересы собственников предприятия оказываются несовместимыми с интересами наемных работа. Собственники предприятий рассматривают наемный персонал с позиций рынка, покупают рабочую силу по законам рынка, создают, где только могут, систему административных и экономических воздействий на человека для повышения производительности их труда, относятся к своим служащим, руководствуясь законами. Пользуясь силой жестких стимулов и властью рыночного типа, они добиваются чего хотят. В свою очередь, наемный персонал усвоил поведение, присущее рынку: каждый работник начал действовать в одиночку, независимо от того, что он работает в коллективе и заботится только о своих личных интересах. Используя административные и экономические методы, собственники предприятий захватывают и удваивают стоимости собственных работников. Наемный работник позволяет собственнику влиять на себя и манипулировать его поведением лишь в пределах, которые позволяют ему сохранить свое рабочее место. Угроза увольнения делает человека податливым на влияние.
В отличие от основных средств, работники не могут быть чьей-то собственностью, а, следовательно, они обладают свободой выбора, в том числе выбора места, условий работы. Человек вступает в отношения с собственником и участвует в экономических обменах, в которых он четко видит свой интерес. Действуя в организации, люди стремятся избегать тех взаимодействий, успех которых находится в зависимости от действий других.
Проблема заключается в том, что, когда персонал предприятия действует в одиночку и только в собственных интересах, предприятие теряет свою сущность института современного общества - сущность, которая делает ее отличной от рынка и наделяет ее способностью создавать стоимости таким путем, который будет доступен рынку.
В соответствии с новой парадигмой менеджмента экономические методы должны видоизмениться с целью создания духа сотрудничества и участия, создавая тем самым безопасную среду, в которой отдельные индивидуумы могут объединяться и задавать отношения, способствующие экономическому росту организации и повыше реального уровня жизни каждого работника. Для этого необходимо вырабатывать мы, в соответствии с которыми наемный работник ощущает, что "продукты принадлежат подразделениям предприятия, а технологии являются принадлежностью всего и приятия в целом". Такие методы управления стимулируют работников к совместному управлению коллективной работой и определению общих целей. Они могут совместно использовать ресурсы, в том числе и знания, не будучи заранее уверенными, сколько именно каждый из них выиграет для себя, - пока каждый уверен, что выгоду получит все предприятие в целом, и, между прочим, к их общей коллективной выгоде.
Действие экономических методов должно строиться не на традиционных отношениях собственника и наемного работника типа "хорошая работа и послушание взамен на занятость", а на принципе "гарантии занятости, предоставляющей свободу эффективного трудоустройства каждого индивидуума". Такие условия деятельности должны строиться на особых отношениях:
· предприятия несут моральную ответственность за долгосрочную гарантию защищенности и благосостояния людей, которые на них работают;
· каждый работник принимает на себя ответственность за наиболее эффективное функционирование той части предприятия, в которой он работает, а также проявляет готовность повышать свою производительность;
· предприятие оказывает работникам содействие в достижении полной реализации своих возможностей в выбранной области деятельности;
· каждый работник, в случае временного несовпадения личных интересов с ответственностью за эффективное функционирование предприятия, должен активно действовать для обеспечения достижения общих целей;