Структура учета и его место в процессе управления
Структура функции учета вытекает из общих и конкретных его целей. Содержание функции учета в процессе управления состоит в измерении и фиксировании фактов, происходящих на предприятии, и учете влияния факторов внешней среды на процесс достижения общей цели организации, первоначально установленной или скорректированной в соответствии с изменившимися условиями. Как известно, достижение цели обеспечивают все переменные организации: кадры, технология, структуры, функции, ресурсы и выходная продукция (управленческие решения, товар, услуги).
Функция учета, непосредственно связанная с этими переменными, и выполняет свою роль в четырех направлениях:
· обеспечивает получение информации от всех элементов организации о воздействии каждой из них друг на друга и в целом на систему;
· устанавливает измерители параметров для выдачи необходимых данных менеджерам, которые управляют одной из переменных организации;
· обеспечивает накопление и хранение массивов данных для принятия решений, воздействующих на все переменные элементы организации;
· формирует выходную информацию (по запросу или на основе принципа исключения), которая отражает функционирование всех переменных.
Структура функции учета должна отражать как перечисленные выше роли, так и объекты (переменные) учета. Организация процесса учета и его осуществление должно иметь в виду не только осуществление самого учета, но и обеспечение информацией всей системы в целом, частью которой он является. Процесс учета должен быть организован на основе интеграции с тем, чтобы переменные (объекты учета) были связаны между собой единым массивом информации. Более того, структура функции учета должна быть составной частью организационной структуры управления предприятием. К структуре функции учета предъявляются два требования.
Структура учета должна соответствовать распределению полномочий на предприятии с тем, чтобы информация для выполнения других функций соответствовала специфике работы подразделений, отвечающих за выполнение этих функций.
Задачи учета должны быть распределены таким образом, чтобы результаты их решения (информация) достаточно полно соответствовали уровням управления.
Соблюдение этих требований позволяет создать такую структуру учетной деятельности, которая связывает в единую систему объекты учета (процессы, осуществляемые в них) с пользователями информации (аппаратом управления). Такая структура показана на рис. 2.
Рис.2. Структура функции учета предприятия
Из рисунка видно, что все объекты учета находят свое место в соответствующих его видах: финансовом (отражающем состояние имущества предприятия, его капитал, финансовые обязательства и фонды, результаты хозяйственной деятельности), управленческом (учет производственных затрат и калькуляция себестоимости) и оперативном (учет наличия, перемещения и подготовки кадров, учет работ непроизводственного характера: НИОКР, обслуживание оборудования, новая продукция, а также учет факторов внешней среды).
Место функции учета определяется логической взаимосвязью задач управления (см. рис. 3.) и ролью учета в процессе управления.
Рис. 3. Место функции учета в процессе управления
Роль предприятия состоит в постановке целей, разработке планов достижения целей, организации выполнения планов и осуществлении контроля с тем, чтобы реализация планов происходила в соответствии с целью. Управляющие воздействия на объект, осуществляющий процесс выполнения плана, обеспечивает функция регулирования. Состояние процессов, протекающих в объектах, оценивает функция учета. Данные оценки необходимы для планирования, контроля и регулирования. Учетная деятельность тесно связана и переплетается с другими общими функциями в процессе управления. Рассмотрим этот процесс взаимодействия.