Понятие и структура имиджа руководителя
Термин «имидж» появился в рекламном бизнесе США в середине 1950-х годов. В английском языке слово image имеет пять значений: «образ», «статуя (идол)», «подобие», «метафора», «икона». В России понятие «имидж» появилось сравнительно недавно, при этом происходило слепое копирование западных алгоритмов решения данного вопроса. Одним из первых, кто ввел понятие «имидж» в отечественную литературу был О. Феофанов. В своей работе «США: реклама и общество», появившейся в 1974 г., он рассматривает имидж как основное средство психологического воздействия рекламодателя на потребителя. Что же касается значения имиджа, то по аналогии он сопоставим со значением имени для человека. Наличие имиджа, как и имени, - необходимое условие для почти любого социального действия.
Понятие «имидж» имеет много различных определений.
Марков А.П. выделяет две грани в понятие «имидж»: 1) имидж - целенаправленно сформированный информационно-образный конструкт, целостно характеризующий субъекта маркетинговой коммуникации и адресованный аудитории с целью эмоционально-психологического воздействия на неё; 2) имидж - субъективно воспринимаемый аудиторией образ, содержащий сущностные характеристики субъекта маркетинговой коммуникации (личности, организации) и выражаемый в оценках, суждениях, формах потребительского поведения.
Дороти Доти утверждает, что имидж - это «все и все, имеющие хоть какое-то отношение к компании и предлагаемым ею товарами и услугами, а также - это произведение, постоянно создающиеся как словами, так и образом, которые причудливо перемешиваются и превращаются в сознании общественности в единый комплекс».
Краткий психологический словарь под редакцией А. В. Петровского и М.Г. Ярошевского определяет имидж как «стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Как правило, понятие имиджа относится к конкретному человеку, но может также распространяться на определенный товар, организацию, профессию и т.д.»
А Ф. Котлером в свою очередь было сформулировано следующее определение: «Имидж - это набор представлений, идей и впечатлений индивида о том или ином объекте, в значительной степени определяющих установки потребителя и его действия по отношению к объекту».
Американская исследовательница по имиджу Лилиан Браун (имиджмейкер пяти американских президентов) считает, что «профессиональный навык сам по себе не обеспечит вам работы или повышение по службе. Для этого нужно располагать к себе людей, с которыми работаешь, то есть необходимо создать нужный имидж. Считается, что люди судят о нас по внешнему впечатлению, которое мы производим в течение первых пяти секунд разговора.». Имидж - это некий пазл, в котором важна каждая деталь, порой такие на первый взгляд мелочи, как внешний вид, умение говорить, вести себя на публике, могут сыграть решающую роль в имидже руководителя фирмы, даже если он профессионал своего дела и его компания процветает.
В работе по формированию имиджа руководителя задействованы каналы восприятия, Суходольский Г.В. в своей книге «Организационная психология» выделяют следующие:
1) В визуальном измерении речь идет о формировании внешнего образа: деловая одежда, прическа, манера держаться, мимика, жесты, аксессуары.
2) В вербальном измерении - это культура общения: речь, публичные выступления, интервью, деловая переписка, умение вести разговор по телефону.
3) В событийном измерении - это нормативно-этическая сторона поступка, поведения, деятельности в целом, репутация человека.