Понятие и структура имиджа руководителя
В понятие имидж руководителя помимо естественных свойств личности входят также и специально выработанные, связанные как с внешним обликом, так и с внутренним содержанием человека, его психологическим типом, черты которого отвечают запросам времени и общества. Именно эти черты личности и определяют структуру имиджа руководителя. Бухаркова О.В. и Горшкова Е.Г. выделяют следующие составляющие:
Концептуальный образ
· Личная миссия (дает представление о предназначении руководителя в данной компании, о том, ради чего он работает - исключая материальную и личную заинтересованность - обозначает его высшую цель).
· Миф - это история успеха руководителя или часть его биографии, так как она видится тем, кто стремится создать его позитивный образ.
Хочется заметить, что создается данный образ задним числом, т.е. тогда когда реальная история уже забылась и возникает тиражируемый с помощью СМИ вымысел, который наполняется такими категориями, как герой, мудрец, самоотверженный борец за идею. Миф по своему исполнению символичен, поскольку использует архетипы, пришедшие к нам из давнего прошлого.
· Ценности (совокупность норм и принципов поведения руководителя по отношению к окружающим). Выделяют профессиональные (нормы и принципы профессиональной этики) и так же хотелось бы выделить не этические ценности, предложенный авторами, а аксиологические - это ценностные ориентации присущие соответствующему социуму; «Чем длиннее ваш авто, тем короче переговоры», - сейчас это выражение работает не везде. Очень многое зависит от культуры человека. К переговорам с иностранцами стоит отнестись особенно внимательно, ведь каждой стране приняты свои бизнес-ритуалы, и их незнание может привести к громкому провалу. А, напротив, грамотное владение секретами дресс-кода, тонкостями делового этикета и нюансами делового общения, поможет на пути к победе.
- эстетические (нормы и принципы восприятия и ощущения красоты).
· Соотнесение концептуального имиджа руководителя с имиджем компании (поскольку руководитель компании часто является ее визитной карточкой, его личная миссия, миф и ценности не должны расходиться с ценностями, декларируемыми в организации).
Визуальный образ
· Стиль одежды (официально-деловой, неофициально-деловой, демократичный и др.).
· Форма одежды (конкретные предметы гардероба, являющиеся типичными для руководителя).
· Внешность (физические данные).
· Оформление кабинета (кабинет имеет свойство выдавать своего хозяина: даже если он аккуратно одет, беспорядок на рабочем столе сведет на нет все усилия по созданию образа организованного руководителя).
· Соответствие личного стиля стилю, принятому в компании (руководитель должен быть самым ярким носителем корпоративного стиля, поскольку должен являть собой пример для сотрудников).
Поведенческий образ
· Аксиология (нормы и принципы жизни в обществе - отношение к общественному идеалу, семейным ценностям, государству).
· Стиль общения - внутри компании и вне ее (поскольку одной из главных для руководителя является коммуникационная функция, у эффективного руководителя должны быть развиты коммуникативные навыки).
· Корпоративные ценности (приверженность корпоративной культуре, инициирование корпоративных ритуалов и следование им, следование корпоративному кодексу поведения).
Коммуникационный образ
· Формы самопрезентации при общении: речь (смысловые характеристики, аргументация и контраргументация), невербальные (жесты, мимика, поза), паралингвистические (тональность речи, ключевые слова, выражения), лингвистические (темп речи, смех, покашливания, паузы), проксемические (статус, удержание дистанции с партнерами, сотрудниками), визуальный контакт (продолжительность прямого визуального контакта).