Понятие и структура имиджа руководителя
) Контекстное измерение рассматривают как присоединение имиджей других людей (родственники, друзья), что также оказывает влияние на мнение о человеке.
Имиджмейкер Сайфуллина Диана в своем интервью обращает внимание на то, что помимо всего прочего, имидж руководителя формируется даже из тех предметов, которыми он пользуется - это визитные карточки, ручка, даже подарки, которые он вручает, играют не последнюю роль. Нельзя забывать о таком понятии, как имидж среды - это то, как выглядит интерьер, в котором человек живет и работает, автомобиль, зачастую даже местоположение офиса. Важны и те сведения, которые люди получают о человеке, но из других источников, например, из СМИ, по «сарафанному радио», от партнеров, клиентов. Зачастую, это и люди из окружения, что бывает важно для руководителя. Ведь «свита делает короля».
Существуют различные классификации типов понятия «имидж». Остановимся на классификации, предложенной Г.Г. Почепцовым.
. Зеркальный. Это имидж, свойственный нашему представлению о себе. Мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы есть. Обычно этот вариант имиджа положителен, ибо психологически мы всегда выдвигаем на первое место позитив. Ведь мало кто может отнестись к себе с достаточной доли критики и понять, где и что нужно, а может и просто необходимо изменить. Поэтому главный минус данного типа имиджа - минимальный учет мнения со стороны.
Хотелось бы отметить, что зеркальный имидж обычно существенен для представителей творческой среды, для артистов, художников. Если верить Фрейду, художник - это «автоэротический инфантил», т.е. человек который ставит восприятие самого себя на первое место среди прочих ценностных ориентаций. Однако в сфере бизнеса или скажем политики, такой подход неприменим.
. Текущий. Этот вариант имиджа характерен для взгляда со стороны. Именно в этой области находят свое применение инструменты связей с общественностью, поскольку недостаточная информированность, непонимание и предубеждение формируют имидж политика или организации в не меньшей степени, чем реальные поступки.
Тут нельзя не сказать, что текущий имидж связан с желаемым, ведь поговорка «лучшее - враг хорошего», в данном случае не подходит. Современный руководитель должен постоянно работать над собой, ведь его имидж самым прямым образом отражается на имидже компании, которую он возглавляет. От того, как он это делает, зависит наличие разных социальных групп. Привлекательный имидж увеличивает число партнеров, клиентов, инвесторов, представителей государственных и общественных организаций. Соответственно, негативный имидж «первого лица» создает ситуацию «отталкивания», уменьшения числа субъектов внешнего мира компании.
. Желаемый. Этот тип имиджа отражает то, к чему мы стремимся. Он особенно важен для создаваемых политических структур. О них еще никому ничего не известно, поэтому именно желаемый имидж и может выступать в виде единственно возможного.
Тут не стоит забывать, что имидж - это некий образ, а значит его всегда можно создать, не без помощи профессионалов конечно. Например, хорошо говорить, изящно, порой замысловато - этим даром наделен далеко ни каждый руководитель, а ведь его деятельность невозможна без постоянных встреч с людьми, выступлений, докладов, общения с прессой. Подготовиться к каждому мероприятию тщательно - практически невозможно. Поэтому порой просто необходимо прибегнуть к помощи спичрайтеров. И без помощи имиджмейкера здесь не обойтись, ведь данный специалист создает имидж системно и комплексно.