Понятие и структура имиджа руководителя
. Корпоративный. Это имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений или результатов ее работы.
Стоит отметить, что работа над корпоративным имиджем - это сложный труд, который требует систематизированных и фундаментальных знаний, в области маркетинга, рекламы, PR и менеджмента. От проведенной работы будет зависеть уровень, на котором будет работать компания, ее устойчивость и долговечность. Формирование корпоративного имиджа зависит от всех сотрудников фирмы, но эта зависимость не линейна. Существуют ключевые фигуры (глава фирмы, PR-директор, зам. генерального директора по персоналу) и их личное воздействие на имидж фирмы трудно переоценить. Имидж рядового сотрудника фирмы в позитивном смысле малосущественен, ибо никак не выражается публично. Но в отрицательном смысле существенен и он. Например, сотрудник, появившись на работе пьяным и совершив резонансное ДТП, способен нанести имиджу фирмы серьезный ущерб.
. Множественный. Этот вариант имиджа образуется при наличии ряда независимых структур вместо единой корпорации.
Ряд авторов выделяют понятие закрытого имиджа, характеризующийся тем, что каждый из потребителей может вписывать в него те черты, которые сам считает наиболее убедительными. На самом деле следует учесть, что такой тип имиджа культивировался в восточной культуре, начиная со времен Конфуция (если не ранее), который писал, что «люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами». Чем меньше информации будет иметь аудитория, тем серьёзнее и значительнее начинает выглядеть фигура такого руководителя. Или же, например, ситуация, когда загадочный Ким Чен Ир, молчаливо и невидимо проследовавший на бронепоезде через всю Россию для встречи с президентом В.В. Путиным.
Некоторые исследователи в качестве самостоятельного выдвигают тип харизматического имиджа. Понятие харизмы, харизматического руководителя ввёл классик социологии М. Вебер. Он писал: «Преданность харизме пророка или вождя на войне, или выдающегося демагога в народном образовании или в парламенте как раз и означает, что человек подобного типа считается внутренне «призванным» руководителем людей, что последние подчиняются не в силу обычая или установления, но потому, что верят в него. Правда, сам «вождь» живёт своим делом, «жаждет свершить свой труд», если только он не ограниченный и тщеславный выскочка. Именно к личности вождя и её качествам относится преданность его сторонников: апостолов, последователей, только ему преданных партийных приверженцев».
Ныне, благодаря развитию средств массовой информации, особенно телевидения, сохранить и удержать харизму затруднительно, так как она в значительной мере покоится на закрытости, на приписывании «вождю», «герою» не существующих у него качеств. Однако появляется новое - харизматичностью наделяют лидера, используя его максимальную открытость публике. Вебер выделяет харизматического лидера, как противоположность лидеру бюрократическому. Это значит, что бюрократический лидер является заложником правящей в стране бюрократии и сменяется ей в связи с отстаиванием ее бюрократических интересов. Харизма же позволяет лидеру обращаться непосредственно к народу через голову бюрократии и даже не взирая на отношение к нему СМИ. Классический пример харизматического лидера в демократическом обществе - Франклин Рузвельт, он выиграл все выборы в США после великого кризиса 1929 года, не смотря на нелюбовь значительной части чиновьечного аппарата и ненависть к нему американских медиамагнатов, возглавлявшихся тогда Джозефом Херстом.