Имидж руководителя в системе формирования корпоративной культуры
Актуальность исследования.
Начало 21 века характеризовалось бурным развитием социально-культурной активности в сфере связей с общественностью. Это опосредованно новыми возможностями медиа технологий, которые позволяют тиражировать имидж и внешние аспекты корпоративной культуры в своих коммуникативных практиках. Еще в прошлом веке имиджевые аспекты корпоративной культуры имели существенное значение в основном для внутреннего пользования организации (фирмы). С развитием интернета, помещаемые в виртуальную среду обитания, эти имиджевые характеристики становятся значимым фактором воздействия на социум. При этом имидж руководителя фирмы приобретает почти то же значение, что и товарный знак. Соответственно в данной дипломной работе автор рассматривает как внешние, так и внутренние аспекты корпоративной культуры и ее важнейшее составляющее - имидж руководителя.
Исходя из всего вышесказанного, корпоративную культуру стоит изучать на трех уровнях: артефактов, провозглашаемых ценностей и базовых представлений. Эти уровни, по сути, характеризуют глубину исследования. Артефакты - это видимые организационные структуры и процессы. Артефакты можно увидеть, услышать, пощупать. Как следствие, объекты этого уровня легко можно описать. К артефактам относятся форма одежды, речевые обороты, архитектура и планировка здания, символика, обряды и ритуалы организации. Под провозглашаемыми ценностями понимаются высказывания и действия членов организации, которые отражают общие ценности и убеждения. Базовые представления - это основа культуры организации, которую ее члены могут не осознавать и считать непреложной. Именно эта основа определяет поведение людей в организации, принятие тех или иных решений.
Что же касается имиджа руководителя, то он играет немаловажную роль, ведь он самым прямым образом отражается на имидже компании, которую он возглавляет. Привлекательный имидж увеличивает число партнеров, клиентов, инвесторов, представителей государственных и общественных организаций. Соответственно, негативный имидж «первого лица» создает ситуацию «отталкивания», уменьшения числа субъектов внешнего мира компании.
Таким образом, разработка положительного имиджа оказывает существенное влияние на атмосферу внутри компании. Ведь благоприятный климат в коллективе дает работникам ощущение их идентичности, сплоченности, позволяет чувствовать себя одной командой, все это способствует стабильности и устойчивости организации во внешней среде. Недооценка же потенциала имиджа руководителя, в системе формирования корпоративной культуры фирмы, в свою очередь, может привести к появлению конфликтов и разногласий внутри компании, недоверию подчиненных руководству, что существенно может отразиться на позиционировании организации во внешней среде, помешать построению отношений с клиентами, партнерами, органами государственной власти, прессой, и, как следствие, порождению сомнений со стороны последних в компетентности руководства и перспективах развития фирмы в целом.
Проблема исследования: заключается в противоречии между наличием маркетингового потенциала имиджа руководителя фирмы и эффективным его использованием для формирования корпоративной культуры.
Объект исследования: имидж руководителя фирмы в системе корпоративной культуры.
Предмет исследования: имиджевые ресурсы руководителя как средство формирования корпоративной культуры.
Цель исследования: изучить теоретические основы процесса формирования имиджа руководителя, разработать рекомендации по коррекции конкретного имиджа и определить условия его реализации.
Задачи исследования:
. Раскрыть понятие имиджа руководителя и его структуры;
. Дать общую характеристику корпоративной культуре;
. Определить место и роль имиджа руководителя в системе формирования корпоративной культуры;
. Проанализировать внешний вид наиболее успешных руководителей в России, основываясь на списке журнала «FORBES» за 2011 год и на данных портала «Деловой Петербург»;
. Проанализировать имидж руководителя и корпоративную культуру компании ООО «Панойл»;
. Разработать проект коррекции имиджа руководителя, великолукского филиала компании ООО «Панойл».
Основными методами исследования являются: анализ научной литературы по данной теме, метод включенного наблюдения, анкетный опрос и интервью с руководителем фирмы, а также анкетный опрос сотрудников на тему исследования.
Степень разработанности темы: На сегодняшний день существует довольно большое количество научных трудов на тему формирования имиджа руководителя фирмы и корпоративной культуры.
Для раскрытия понятия «имидж руководителя» были рассмотрены работы Маркова А.П., Почепцова Г.Г., Браун Л., Суходольского Г.В., Бухарковой О.В. и Горшковой Е.Г., Семенова А.К., и других авторов. Для характеристики понятия «корпоративная культура» были рассмотрены работы Грошева И.В, Селезнева В.А., Прозерского В.В., Ивановой Т.Ю. и В.И. Приходько, Л.В. Карташовой, В. Спивака и других.
Также были использованы материалы всероссийских научно-практических конференций на базе Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.
Практическая база исследования: Компания ООО «Панойл» (182100, Псковская область, г.Великие Луки, ул. Дружбы д.30).
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Первая глава посвящена рассмотрению теоретических основ формирования имиджа руководителя и корпоративной культуры. Особое внимание уделяется конструированию имиджа руководителя, а также дается общая характеристика корпоративной культуры. В третьем же пункте говорится о влиянии имиджа руководителя на корпоративную культуру в целом.
Во второй практической части приводится аналитическая справка к проекту, анализируется внешний вид наиболее успешных бизнесменов России, анализ имиджа руководителя и корпоративной культуры ООО «Панойл», а также разрабатывается проект коррекции имиджа самого руководителя в системе корпоративной культуры.
В заключении подводятся итоги о проделанной работе.
Теоретические основы формирования имиджа руководителя и корпоративной культуры организации
Целью данной главы является определение понятия имиджа руководителя, его структуры и этапов эффективного формирования. Также в процессе работы, будет дана характеристика корпоративной культуры, проведен сравнительный анализ с организационной культурой, а также оценена роль влияния имиджа руководителя на корпоративную культуру. Завершающим этапом работы над первой главой будет формулирование общих выводов.
- Понятие и структура имиджа руководителя
- Характеристика корпоративной культуры
- Влияние имиджа руководителя на корпоративную культуру
- Анализ внешнего вида наиболее успешных руководителей в России
- Аналитическая справка к проекту
- Анализ имиджа руководителя ООО «Панойл»
- Анализ корпоративной культуры ООО «Панойл»
- Проект коррекции имиджа руководителя компании ООО «Панойл»