Оценка состояния функций мотивации в системе управления предприятием
Введение контрактной системы найма усилило элементы подозрительности между руководителями одного уровня управления и снизило их интерес к достижению общих результатов.
Таким образом, прежняя, практически полная открытость управленческих звеньев сменилась их отчуждённостью и закрытостью, а большие полномочия в распоряжении судьбой любого из рабочих предприятия, лишь усилило этот разрыв.
Таблица 22 - Оценка наличия коллективной системы ценностей
В процентах
Уровень управления |
Система есть и функционирует |
Система есть, но часто формальна |
Системы нет и это плохо |
Системы нет и в этом нет ничего плохого |
Затрудняюсь ответить |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Низшее звено |
12,2 |
5,8 |
20,0 |
2,8 |
59,3 |
Среднее звено |
21,0 |
20,2 |
28,3 |
1,5 |
29,0 |
Высшее звено |
45,8 |
16,2 |
25,4 |
3,0 |
9,7 |
Средний показатель |
26,2 |
14,0 |
24,6 |
2,4 |
32,6 |
Данные таблицы 22 свидетельствуют о том, что: на предприятии в средних и особенно низших звеньях управления считают, что коллективная система ценностей существует весьма малый процент опрошенных. И несравненно выше этот процент в высшем эшелоне руководителей. Видимо, оценки нижестоящих работников более реальны, следовательно, основная масса рабочих предприятия имеет весьма смутное представление о фирменной философии.
Показательно, что некоторые руководители не смогли дать ответ о наличии или отсутствии фирменной философии. Особенно высок этот уровень в низших управленческих звеньях, что подтверждает предварительную оценку:
сформированная система ценностей, даже если она существует, не доводится до коллектива, а высшие руководители плохо представляют реальную ситуацию.
На диаграмме это выглядит так:
система есть и функционирует считают(26,4%);
система есть, но часто формальна-(14%);
системы нет и это плохо - (24,6%);
системы нет и в этом нет ничего плохого-(2,4%);
затрудняюсь ответить-(32,6%).
Рисунок 5 - Отношение к коллективной системе ценностей
Вывод напрашивается сам собой: руководству предприятием необходимо уделять больше внимания проблемам связанным с разработкой и доведением до всех членов коллектива фирменной философии предприятия и её основных принципов.
Это способствует укреплению доверия и между руководителями разных уровней, и между руководителями и подчинёнными, что без всяких сомнений является положительным моментом, ведущим к росту эффективности процессов оперативного управления и процессов формирования перспективных направлений развития предприятия.
Вызывает интерес и другие данные полученные методом прямого опроса респондентов на предмет доверия к руководителям, подчинённым.
Из анализа по таблице 23 выясним, насколько высок уровень доверия рабочих к руководителям всех уровней управления и руководителей к рабочим в ОАО “Ливгидромаш”. Определим уровень доверия как дополнительный (мобилизационный) фактор мотивации.
Таблица 23 - Уровни доверия к руководителям в ОАО Ливгидромаш
В процентах
Уровень управления |
1 Подчинённые своим непосредственным руководителям доверяют |
2 Руководители своим непосредственным подчинённым доверяют |
Затрудняюсь ответить | |||||||
Всегда |
Не всегда |
Иногда |
Никогда |
Всегда |
Не всегда |
Иногда |
Никогда |
1 |
2 | |
Низшее звено |
80,00 |
13,30 |
0,00 |
0,00 |
33,30 |
20,00 |
0,00 |
0,00 |
6,70 |
46,70 |
Среднее звено |
61,10 |
33,30 |
0,00 |
0,00 |
22,20 |
55,60 |
0,00 |
0,00 |
5,60 |
22,20 |
Высшее звено |
50,00 |
33,30 |
0,00 |
0,00 |
50,00 |
50,00 |
0,00 |
0,00 |
16,70 |
0,00 |
Средний показатель |
63,70 |
26,63 |
0,00 |
0,00 |
35,17 |
41,87 |
0,00 |
0,00 |
9,67 |
22,97 |